Советы психолога

Памятка выпускникам, сдающим экзамен в виде тестирования

развернуть

Памятка выпускникам, сдающим экзамен в виде тестирования

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, как кодировать и т.д.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

 Соблюдай правила поведения на экзамене!

 Сосредоточься и не спеши! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих.

 Будь смелее!  Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

 Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки.

 Думай только о текущем задании! Забудь о неудаче в прошлом задании, если она была.

Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

 Запланируй два круга ответов, оставляя:

 - 2/3 времени на более лёгкие задания;

 - 1/3 времени на трудные задания.

 Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять!

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий может вполне оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе! 

По материалам Интернет

Как научиться сдавать экзамены без стресса?

 

 Подготовка к экзаменам

 Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Для начала определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.

Начинайте – пока не устали – с самого трудного раздела.

Обязательно чередуйте работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.

Чередование умственного и физического труда.

Повторяйте материал по вопросам.

Ответы на наиболее трудные вопросы желательно рассказать вслух.

Надо помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Готовясь к экзамену, рисуйте себе картину победы.

Помни, что вера в успех – это половина успеха!

Режим дня

Разделите день на три части: учебный труд – 8 часов, отдых 2.8 часов, сон – не менее 8 часов.

Организуйте своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя во время работы.

 

Питание

Питание должно быть 3 – 4 разовым, калорийным и богатым витаминами.

Отдавай предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.

 

Условия поддержки работоспособности

 Чередовать умственный и физический труд.

Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание.

Минимум телевизионных передач и работы за компьютером

 

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь.

Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите на листочках и тяните, как на экзамене.

Рассказывайте только то, в чём вы чувствуете затруднение.

Вечером желательно перестать готовиться и лучше совершить прогулку.

Желательно, пораньше лечь спать.

 

Во время экзамена

 Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что всё получится.

Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окружающих.

Начинайте готовиться с того задания, которое легче для вас.

Напишите примерный план ответа.

Сформулируйте краткий ответ на вопрос.

Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

В конце ответа желательно сделать вывод.

Обязательно оставьте время для проверки своей работы.

 

Поведение во время ответа

 Пользуйтесь листком самоподготовки.

Не бойтесь дополнительных вопросов, не суетитесь, не показывайте своих сомнений.

Если экзаменатор – человек энергичный, то ваш вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, вы рискуете вызвать у него неудовольствие слишком оживлённой мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

 

Если экзамен сдан успешно:

 Похвалите себя.

Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Я хвалю себя за то, что…

Побалуйте себя сюрпризом.

 

Если вы завалили экзамен:

 Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, в чём твоя ошибка?

Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться – и я смогу!»

Не забывайте о том, что экзамен – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач.

 

По материалам Интернет

Как преодолеть тревогу и волнение на экзамене

 

Почти каждый из нас сталкивается перед экзаменом с таким явлением как волнение. Волнение перед экзаменом бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу.

Можно использовать следующие приемы самонастройки и аутотренинга

Самоприказ. Словесные формулы самоприказа играют роль пускового механизма.

Прием «лобовой атаки». С помощью специально подобранных словесных формул, которые произносятся с чувством гнева, вы должны сформулировать отношение к экзамену.

Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, властным приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».

Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или несколько слов, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет», «преподаватель». Этот прием необходимо использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения. Таким образом вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги.

Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, который имеет все желательные для вас качества.

Интеллектуализация. Можно постараться реагировать на угрожающую ситуацию безразлично, оценивая ее аналитически, как предмет для изучения или интересное явление.

Включение. Если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые волнуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по-другому.

Если беды других людей для вас чересчур абстрактны, возьмите за правило перед экзаменом успокаивать своего друга или подругу.

Снять нервозность и напряжение при подготовке к экзамену можно, освоив аутогенную тренировку.

 

 Аутотренинг для снятия эмоционального напряжения

 

            Для начала Вам необходимо искренне поверить, что самовнушение действенно, и это проверено практикой.

            Если Вы сильно раздражены или возбуждены, то постарайтесь заранее успокоиться. Лёгкое физическое утомление также усилит эффект. Важно, чтобы не было шума, для чего можно даже заткнуть уши специальными приспособлениями.

 Теперь самое главное. Импульсы от напряжённых мышц очень сильно мешают мозгу концентрироваться на произносимых словах. Поэтому, чтобы добиться максимального эффекта, необходимо научиться полностью расслаблять тело. Очень важно научиться ощущать момент наивысшего расслабления мышц. Попробуйте напрячь вытянутую руку. Держите её в сильном напряжении до появления дрожания в руке. Затем пусть рука упадёт расслабленная, как плеть. Вот теперь Вы можете уловить момент максимального расслабления мышц руки. Попробуйте максимально напрягать, а затем расслаблять мышцы ног, спины и т.д. После того, как Вы научитесь максимально расслаблять мышцы, можно переходить непосредственно к аутогенной тренировке.

            Ложитесь на спину. Поверхность должна быть достаточно мягкой, но не слишком прогибающейся. Подойдёт обычный диван или кровать с плотным матрасом. Ноги слегка согнуты, но совершенно расслаблены. Под коленки можно подложить валик из чего-нибудь мягкого. Руки также чуть согнуты и расслаблены. Глаза закрыты.

 Содержание произносимого текста делится на 2 части:

 Первая часть для расслабления организма.

Вторая – состоит из тех слов, которыми Вы хотите зарядиться – это так называемая Формула цель.

В зависимости от того, с какой целью Вы проводите самовнушение Вы и подбираете соответствующие слова. Проговаривать их лучше про себя. Естественно, что словесные формулы необходимо выучить наизусть, чтобы не отвлекаться на припоминание.

Итак, если Вы, например, сильно перенервничали и хотите быстро и очень эффективно снять эмоциональное напряжение, то вот текст аутогенной тренировки.

Я отдыхаю. Расслабляюсь. Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен. Всё тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю.

Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены плечо, предплечье, кисть, пальцы. Расслаблены мышцы левой руки. Расслаблены плечо, предплечье, кисть, пальцы. Обе руки расслаблены. Они лежат неподвижные и тяжёлые. Приятное тепло проходит по рукам. Я спокоен.

Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени.

Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены бедро и голень. Обе ноги расслаблены. Чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Я спокоен.

Всё тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены плечи. Расслаблены мышцы живота. Голова лежит свободно и спокойно.

Всё тело расслаблено. Чувствую себя легко и непринуждённо. Мне приятно. Я отдыхаю.

Я отдохнул. Чувствую себя освежённым. Чувствую лёгкость во всём теле. Чувствую бодрость во всём теле. Хочется встать и начать действовать. Открываю глаза. Я полон сил и бодрости. Встаю!

 После этого надо быстро и энергично подняться, сделать резкий и глубокий вдох. 

Секреты запоминания

Люди отличаются друг от друга не только внешними чертами, характером, поведением, но и индивидуальными особенностями памяти. Одни легко запоминают и прочно удерживают в памяти факты, события, другие запоминают внутреннюю связь явлений и событий. Отличается у нас и способ восприятия информации. Кто-то легче запоминает услышанное (аудиалы), а кто-то увиденное (визуалы).

Чтобы определить, кто вы – аудиал или визуал, выполните следующее упражнение. Вспомните обыкновенный телефон. Что первым приходит на ум – его звонок или цвет (форма)? Если вначале вспомнился звук, то вы легко и быстрее запоминаете на слух. Если цвет (форму), то вам легче запомнить увиденное. Но в любом случае оптимальному запоминанию содействует совместное участие нескольких органов чувств. Поэтому лучше всего видеть перед собой текст и одновременно «озвучить» его – читать вслух, проговаривать то, что нужно запомнить.

Процесс запоминания ускоряется, если информация понятна и систематизирована. Поэтому целесообразнее потратить время на то, чтобы понять материал, чем на механическое зазубривание. Понимание материала достигается при осмысливании и сопоставлении новой информации с известной: сначала нужно понять общий смысл, затем выделить и запомнить главные смысловые фрагменты и, наконец, проанализировать отдельные детали.

Если материал большой по объёму, то его следует разбить по смыслу, выделить смысловые опорные пункты. Для этого вначале нужно прочесть весь материал и осмыслить его. Чтобы связать между собой смысловые части, надо выделить опорное слово, от которого потом будет легче оттолкнуться для раскрытия содержания всей части.

Большое значение для успешного усвоения знаний имеют максимальная концентрация внимания, напряжение умственных сил.

Сознание необходимости, важности запоминаемой информации и связанная с этим ответственность значительно улучшает запоминание. Эффективной будут сознательная установка на длительное запоминание, постановка цели: запомнить навсегда.

При заучивании любого материала полезно выполнять какие-либо активные действия: записывать самое главное, читать текст вслух, и т.д.

Даже если всё выучено, лучше повторить материал. Полезно рассказать текст вслух, а потом свериться с учебником. И если есть проблемы в теме, материал необходимо подучить.

Огромную роль в закреплении следов памяти играют эмоции, которые возникают на основе интереса. Поэтому необходимо создать интерес к изучаемому материалу.

Повторение – мать учения, говорят в народе. Безусловно, изученный материал необходимо повторять. Первый раз лучше всего повторить изученное либо через 10-30 минут после окончания занятия (не раньше) или сразу после перерыва в занятиях. Причём совершенно не обязательно всё прочитывать – достаточно просто просмотреть материал. Второй раз желательно повторить учебный материал перед сном.

Перерывы необходимы. Повтор без перерыва в 10-30 минут, приводит к перегрузке кратковременной памяти, и информация с большим трудом предаётся в долговременную память. А ведь именно долговременное хранение информации нам необходимо!

Во время перерыва желательно проявлять физическую активность – то есть отдыхать не сидя или лёжа, а прогуляться хотя бы по квартире, поупражняться и т.д. а после перерыва сделать первый повтор.

Предметы необходимо чередовать. Например: математика – литература – физика - география…

Оптимальный график работы с информацией выглядит так:

 30 минут занятий – 10 минут перерыва;

 30 минут занятий – 15 минут перерыва;

 30 минут занятий – 15 минут перерыва;

 30 минут занятий – 10 минут перерыва;

 30 минут занятий – 60 минут перерыва.

Придя на экзамен, будьте твёрдо уверены: ВЫ ЗНАЕТЕ! Займите своё место и сосчитайте до 10, затем 7 раз сделайте быстрый вдох и очень медленный выдох. Потом спокойно пишите опорные слова. 

По материалам Интернет

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ ДЫХАНИЕМ!

В минуту сильных эмоций, волнений, гнева, паники обратите внимание на свое дыхание. Его необходимо сделать спокойным и глубоким. Эта техника дыхательной релаксации наиболее древняя и эффективная.

 Техника такова:
 
·       Медленно и глубоко вдыхайте через нос, считая про себя до пяти
 
·       Задержите дыхание, снова считая до пяти
 
·       Полностью выдохните воздух из лёгких через рот или нос, считая до пяти
 
·       Сделайте 2 вдоха-выдоха в своём обычном ритме 

·       Повторите цикл не менее 3-5 раз (лучше до 10, в 1-3 подхода с перерывами)

свернуть

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?

развернуть

В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации.

 Адаптация - формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии обычных, не экстремальных факторов.

В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к обучению в школе. В процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.

Изменяющиеся условия обучения в школе, например, переход в среднее или в старшее звено, оказывают влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость, эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость. Эти затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку.

К психологическому напряжению добавляется напряжение физическое: длительные статические нагрузки, изменение режима дня, подчинение школьному распорядку. В результате этого у детей может нарушаться сон и аппетит, ослабляться иммунитет.

Обычно стабилизация состояния ребенка наступает через полтора-два месяца (к концу октября). В ряде других случаев процесс адаптации затягивается. Трудности адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, а могут проявиться позднее.

В ряде случаев адаптация к новым условиям обучения не происходит. У ребенка ухудшается физическое и психологическое здоровье, возникают трудности в обучении письму, чтению, счету, обнаруживаются проблемы социально-психологической адаптации) – это дезадаптация.

Адаптация – системный процесс, компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом. Физиологический компонент адаптации оказывает влияние как на способности к обучению, так и на эмоциональную сферу. Деятельностный компонент адаптации тесно взаимосвязан с эмоциональным и физиологическим. Эмоциональное благополучие ребенка поможет ему успешно выполнять требования, предъявляемые ему школой.

Профилактика школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка.

свернуть

Экстренная психологическая помощь "Телефон доверия" в Беларуси

развернуть

                      Телефон                                    

  Время  

  Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов

 8 801 100 21 21

 по будням с 9:00 до 17:00, бесплатно

  Общенациональная детская линия помощи (работает как телефон доверия для детей и родителей, консультируют квалифицированные психологи и врачи)

 8 801 100 16 11

 круглосуточно, бесплатно

    Минск -Минский район

для взрослых

 

 8 017 290 44 44

 круглосуточно

 8 017 290 43 70

 круглосуточно

для детей и подростков

 8017 246 03 03

 8 017 315 00 00

 круглосуточно

       Минский областной

     клинический центр "Психиатрия - наркология"

 8 017 202 04 01

 круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

          Минская область

Борисов

 8 01777 92 62 85

 15:00 - 17:00

Вилейка

 8 01771 514 98

 8:00 - 16:00

Молодечно

 8 0176 546 44

 20:00 - 8:00

Слуцк

 8 01795 553 33

 8:00 - 18:00

Солигорск

8 0174 22 11 22

 9:00 - 16:00

свернуть
Ещё в этом разделе