Инновационный проект «Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса»

План работы

по внедрению инновационного проекта

«Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса» на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1.      

Подготовка документов, регламентирующих организацию инновационной деятельности (далее – ИД) в учреждении образования

август 2023

Директор, заместитель директора

2.      

Педагогический совет «Особенности реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году»

август 2023

Директор

 

3.      

§  Изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению ИД

август 2023

Заместитель директора, педагог-психолог

 

4.      

Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта (уровень сформированности профессионального самоопределения, метапредметных компетенций учащихся, уровня личностного развития учащихся)

сентябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

5.      

Создание информационно-аналитического центра (далее – ИАЦ)

сентябрь 2023

Директор, заместитель директора, педагог-психолог

 

6.      

Проведение родительского собрания по теме «Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса»

сентябрь 2023

Директор, заместитель директора, педагог-психолог

 

7.      

Индивидуальное консультирование законных представителей учащихся по организации и проведению инновационной деятельности

сентябрь 2023

Директор, заместитель директора, педагог-психолог

 

8.      

Консилиум по итогам подготовительного этапа инновационной деятельности

сентябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог

 

9.      

Проведение семинаров, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций с участниками инновационной деятельности

сентябрь-май

Заместитель директора, педагог-психолог

 

10.                        

Установление и расширение социального партнёрства с организациями в соответствии с различными видами профессий

В течение года

Заместитель директора, педагог-психолог

 

11.                        

Разработка положения об ИАЦ

октябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог

 

12.                        

Разработка перспективного плана работы ИАЦ

 

октябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог

 

13.                        

Разработка перспективного плана семинаров по сопровождению ИД

октябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог

 

14.                        

Круглый стол «Определение тематики мини-исследований и разработка индивидуального образовательного маршрута и программы в рамках инновационного проекта»

октябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

15.                        

Совещание при директоре по итогам подготовительного этапа инновационной деятельности.

октябрь 2023

 

Директор

 

16.                        

Сбор материала учащимися, участниками мини-исследования и систематизация информации

октябрь-май

Участники

инновационной деятельности

 

17.                        

Организация тьюторского сопровождения реализации образовательных маршрутов и программ

 

октябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

18.                        

Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий для организации проекта

октябрь 2023

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

19.                        

Организация постоянно действующего семинара для участников инновационной деятельности

«Общие подходы к разработке образовательных маршрутов и индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся».

«Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся, способствующих их социализации и профессиональному самоопределению»;

«Разработка заданий для формирования конкретных компетенций учащихся»

 «Тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального становления»

 

 

 

октябрь-май

 

 

 

ноябрь

 

февраль

 

 

апрель

 

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

20.                        

Формирование банка методических разработок, рабочих материалов внедрения инновационного проекта

в течение года

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

21.                        

Установление и поддержка социального партнерства и сотрудничества как очного, так и дистанционного с использованием возможностей сети Интернет с предприятиями и организациями города, области, республики

 

в течение года

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

22.                        

Взаимодействие с консультантами инновационного проекта

в течение года

Директор, заместитель директора

 

23.                        

Проведение мини-исследований в рамках инновационного проекта

в течение года

Участники инновационной деятельности

 

24.                        

Повышение квалификации участников инновационной деятельности

в течение года

Участники инновационной деятельности

 

25.                        

Участие участников инновационной деятельности в семинарах, мастер-классах, конференциях

в течение года

Участники инновационной деятельности

 

26.                        

Промежуточный мониторинг в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта

Составление отчетов по мини-исследованиям в рамках проекта

март 2024

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

27.                        

Конференция по организации презентаций итоговых материалов проекта

март 2024

Участники инновационной деятельности

 

28.                        

Педагогический совет по итогам инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году

апрель 2024

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

29.                        

Подготовка промежуточного отчета в экспертный совет по итогам инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году

апрель 2024

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

 

30.                        

Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2024/2025 учебный год

май 2024

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

Комплексно-целевая программа инновационной деятельности

«Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса»

Этапы

и сроки

Информационное, организационное, научно-методическое обеспечение и психолого-педагоги-ческое сопровождение процесса внедрения инновационного проекта (ИП)

Содержание работы

Аналитико-рефлексивная деятельность

Планируемый результат

Педагогические работники

Учащиеся

I. Подготовительный

(август – сентябрь 2023)

Цель: разработка управленческих механизмов внедрения модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

§  Подготовка документов, регламентирующих организацию инновационной деятельности (ИД) в учреждении образования.

§  Анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом внедрения ИП.

§  Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП.

§  Установление и расширение социального партнёрства.

§  Обеспечение психолого-педагогического и тьюто-рского сопровождения учащихся с различным уровнем функциональной грамотности

§  Создание информационно-аналитического центра (ИАЦ).

§  Определение уровня профессиональных компетенций участников ИД.

§  Изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению ИД.

§  Психолого-педагогическая диагностика образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП.

 

§  Выполнение тестовых заданий, заполнение анкет и др. по определению сформированности функциональной грамотности (ФГ).

Определение уровня сформированности предметных компетенций учащихся (на входе).

§  Определение уровня сформированности метапредметных компетенций учащихся (на входе).

§  Определение уровня личностного развития учащихся (на входе).

§  Определение уровня сформированности профессионального самоопределения (на входе).

§  Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагогических работников (на входе).

§  Определение уровня удовлетворённости личностного самоопределения субъектов образовательного процесса (на входе).

Создание системы управления  механизмом внедрения модели формирования функциональной  грамотности     как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся   посредством  индивидуализации образовательного процесса

Налажено сотрудничество с организациями в соответствии с различными видами изучаемых профессий. Определены состав участников ИАЦ, структура и основные направления деятельности.

§   Пакет документов, организация ИД в учреждении образования.

§   Пакет документов по результатам психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.

2. Проектировочный

(октябрь – ноябрь 2023)

Цель: разработка локальных документов по обеспечению организации

деятельности ИАЦ.

 

 

§  Разработка положения о ИАЦ.

§  Разработка перспективного плана работы ИАЦ.

§  Разработка перспективного плана семинаров для участников инновационной деятельности по внедрению ИП в учреждение образования.

§  Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий для организации ИД.

§  Разработка образовательных маршрутов и программ в рамках ИП.

§  Организация тьюторского сопровождения реализации индивидуальных программ учащихся по формированию функциональной грамотности

§  Разработка перспективного плана семинаров участников инновационной деятельности по формированию функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

§  Составление личностно-ресурсной карты познавательных интересов, самоопределение, разработка индивидуальных программ по формированию ФГ.

§  Выявление познавательных интересов и образовательных потребностей учащихся.

 

Положение об ИАЦ.

План работы

ИАЦ.

Перспективный план обучающих семинаров по формированию ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса  Личностно-ресурсные карты познавательных интересов учащихся Индивидуальные программы учащихся по формированию ФГ

План тьюторского сопровождения реализации индивидуальных программ учащихся 

План работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий

3. Технологический (декабрь 2023 – март 2026)

Цель:

Обеспечение научно-методического и психолого-педагогического сопровождения и создание материально-технических условий для внедрения модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

Организация вариативных форм непрерывного профессионального образования по освоению модели формирование функциональной грамотности учащихся, через

§  организацию работы ИАЦ:

§  организацию работы по реализации индивидуальных программ формирования ФГ учащихся;

§  организацию постоянно действующего семинара для участников ИД по освоению модели формирования модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса;

§  повышение квалификации участников ИД на республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах и т.д. ;

§  организацию проведения мини-исследований участниками ИД.

§  Промежуточный мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения и образовательный аудит в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП.

§  Участие в работе ИАЦ.

§  Психолого-педагоги-ческое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ формирования ФГ учащихся.

§  Проведение мини-исследования в рамках инновационного проекта.

§ Установление социального партнёрства и сотрудничества с организациями изучаемых профессий.

§  Разработка заданий для формирования функциональной грамотности учащихся.

§  Участие в работе постоянно действующего семинара по освоению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса.

§  Участие в республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах и т.д.

§  Проведение семинаров, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций и т.д.

§  Ведение отчётной документации.

§  Реализация индивидуальной программы личностного роста учащихся.

§  Участие в интел-лектуально-твор-ческих мероприятиях.

·       Установление социального партнёрства и сотрудничества с представителями изучаемых профессий как очного, так и дистанционного с использованием возможностей ИКТ.

Структуризация и наполнение учебного портфолио достижений.

§  Определение динамики формирования ФГ.

§  Определение динамики формирования предметных компетенций.

§  Определение динамики формирования метапредметных компетенций. 

§  Определение динамики личностного развития учащихся.

§  Определение динамики компетентности педагогов в области формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

 

 

§  Материалы реализации индивидуальных программ учащихся.

§  Материалы мини-исследования педагогов в рамках ИП.

§  Банк заданий для формирования ФГ учащихся

§  Отчётная документация.

4. Обобщающий

(апрель 2026 – август 2026)

Цель: обобщение материалов инновационной деятельности по внедрению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

 

§   Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП.

§   Обобщение и распространение опыта ИД педагогических работников при реализации ИП «Внедрение модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса».

 

§  Оказание помощи учащимся в обобщении материалов по итогам реализации индивидуальных программ.

§   Диагностика образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП.

§   Обобщение материалов по результатам мини-исследования педагогических работников в рамках реализации ИП.

 

§  Обобщение материалов по итогам реализации индивидуальных программ.

·       Анализ, систематизация, оформление полученных результатов и подготовка презентации проделанной работы.

·       Анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы. Постановка новых задач для личностного самоопределения.

·       Определение уровня сформированности профессионального самоопределения (на выходе).

·       Определение уровня сформированности метапредметных компетенций (на выходе).

·       Определение уровня личностного развития учащихся (на выходе).

·       Определение уровня повышения квалификации участников ИД (на выходе).

·       Определение уровня удовлетворённости личностного самоопределения субъектов образовательного процесса (на выходе).

§  банки заданий ; кейсы информационных и научно-методических материалов;

§  различные медиапродукты для формирования ФГ учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения.

§  Презентация материалов ОП.

§  Презентация материалов мини-исследований педагогических работников в рамках реализации ИП.

§  Итоговый анализ инновационной деятельности учреждения образования по внедрению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

5. Внедренческий

(с сентября 2026)

Цель: распространение эффективного инновационного опыта в массовую образовательную практику.

 

 

Разработка методических рекомендаций по распространению эффективного опыта работы по внедрению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса

§  Составление перспективного плана работы по проведению мероприятий по распространению эффективного опыта ИД.

§  Подготовка публикаций, лекций, практических занятий, презентаций для проведения семинаров, тренингов, консультаций по распространению эффективного опыта инновационной деятельности.

§  Участие в научно-практических конференциях, интеллектуально-творческих состязаниях и др.

·       Самоопределение, осознанный выбор профессии.

§  Подготовка к поступлению в учреж-

дения образования (для учащихся IX-XI классов).

§  Оценка результатов ИД экспертным советом ГУО «Академия последипломного образования».

§  Публикации, презентации по результатам ИД.

§  Методические рекомендации по распространению эффективного опыта работы ИД.

§  Перспективный план работы проведения мероприятий и консультаций по распространению эффективного опыта ИД.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели

Методики изучения

Единицы измерения

1.Предметные компетенции учащихся

Результаты учебной деятельности по учебным предметам.

Количественный анализ

Положитель

ная динамика в %

2.Метапредметные компетенции учащихся

Уровень сформированности компетенций:

учебно-познавательных;

проблемно-поисковых компетенций

информационных;

регулятивных;

коммуникативных компетенций.

1. Карта наблюдений.

2. Диагностика учебно-познавательного интереса (А.Б. Воронцов).

3. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия,

Л.С. Цветковой).

4. Методика «Нахождение схем к задачам»

(по А.Н. Рябинкиной).

5. Методика дифференцирования типа  мышления

(Р. Атаханов).

(А.И. Савенков)

6. Проба на внимание

(П.Я. Гальперин,

С.Л. Кабыльницкая).

7. Хронокарты 

(А.Г. Асмолов).

8. Методика «Кто прав?».

9. Задания: «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), 10. «Совместное рисование»

Положитель

ная динамика в %

Личностные компетенции учащихся

Уровень сформированности компетенций:

ценностно-смысловые: общекультурные;

социально-трудовые;

профессионально-ориентационные;

компетенции личностного самосовершенствования.

Методики: «Кто я»

(М. Кун),

«Хороший ученик», «Незавершённая сказка», 

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

(по Г.Ю Ксензовой).

2. Опросник мотивации.

3. Анкета «Оцени поступок»

(А.Г. Асмолов).

4. Личностная позиция в учебной деятельности.

5. Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна в модификации М.Прихожан).

6. Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля).

7. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускано- вой

Положитель

ная динамика в %

Готовность к социализации

Уровень усвоения

социальных норм и

образцов поведения.

Методика «Ценностные ориентации личности»

Г.Е.Леевика

 

Профессиональное самоопределение учащихся

Уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся

1. Анкетирование.

2. Методика «Мотивы выбора профессии»

(Р. В. Овчарова).

3. Опросник по построению личной профессиональной перспективы

Н. С. Пряжникова.

4 Методика Э.Шейна «Карьерные ориентации»

 

Профессиональные компетенции педагогических работников  в области функциональной грамотности

Уровень сформированности компетенций:

предметно-методологических;

метапредметных;

личностных

Анкетирование.

Беседы.

Аттестация

Положитель

ная динамика в %

Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса

Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения.

Отношение педагогов, руководства, законных представителей учащихся к нововведению

Анкетирование, опрос

Положитель

ная динамика в %

 

Ожидаемые результаты

  1. Сформирован и функционирует информационно-аналитический центр.
  2. Разработаны и реализованы образовательные маршруты и индивидуальные программы формирования функциональной грамотности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
  3. Обеспечено научно-методическое, психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся.
  4. Создан банк заданий, включающих различные ситуации из реальной жизни, для формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся.
  5. Обеспечено повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения посредством организации постоянно действующего семинара, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
  6. Обобщен и распространен эффективный инновационный опыт работы в области формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения в массовую педагогическую практику

В результате внедрения модели формирования функциональной грамотности учащихся ожидается повышение уровня сформированности социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса.

Терещенко И.М.
Славинская Л.Д.
Петрученя Е.И.
Новик В.С.
Анищик Н.Н.