Экспериментальный проект «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования»

 
Руководитель Музыченко Алла Викторовна, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент).
Экспериментальная группа по реализации проекта «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» в 2021/2022 учебном году в следующем составе:
Громыко О.Л., заместитель директора по воспитательной работе - ответственная за осуществление экспериментальной деятельности в учреждении образования;
Пенкрат А.Н., педагог-психолог - психологическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с программой экспериментальной деятельности.
 
 
 
 

В Минске прошел онлайн-марафон, где подростки из пилотных школ проекта «Дружественная и поддерживающая среда в школе, свободная от буллинга» поделились своим опытом и решениями по профилактике буллинга. Свои проекты в том числе презентовали ребята из Минска и Минской области – ученики из средней школы № 125 Фрунзенского района, гимназии № 146 Московского района, средней школы № 66 и средней школы № 45 Первомайского района и Боровлянской средней школы №2.

Чтобы справиться с проблемой буллинга и создать дружественную и поддерживающую атмосферу в школах, Министерство образования Республики Беларусь при поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси в 2020 году запустили экспериментальный проект «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» на 26 школ страны. В 2022 году к проекту присоединились еще четыре школы. А сама модель уже показала свою результативность в Хорватии, Сербии, Черногории, где благодаря ей уровень насилия в школах снизился на 50%, а уровень буллинга на 75%.


«ЮНИСЕФ стремится защищать детей от всех форм насилия, включая буллинг или травлю. Проект как раз и направлен на защиту и профилактику насилия. Мы стремимся, чтобы школы и сообщества, в которых они функционируют, работали вместе над созданием культуры уважения и понимания, при которой все дети чувствуют себя ценными и в безопасности. При этом мы и наши партнеры понимаем, что сами дети являются важным звеном в борьбе и профилактике буллинга, поэтому они должны быть вовлечены в разработку мероприятий, направленных на предотвращение издевательств», – рассказал Дмитрий Шилин, старший координатор ЮНИСЕФ в Беларуси по защите детства.


Благодаря реализации проекта, в школах появились механизмы борьбы с насилием, которые во многом были придуманы самими детьми и презентованы на марафоне.
Так, например, ученики школ показали наиболее эффективные решения, созданные в рамках обучения по методологии социального проектирования АПШИФТ. В ходе тренинга родилось десять прототипов, пять из которых получили финансовую поддержку на реализацию от ЮНИСЕФ в Беларуси и Института Психологии БГПУ. Квесты, настольная игра, тьюторы для новеньких в классе, рабочая тетрадь для подростков, стикерпак, чат-бот и комиксы – это только часть проектов, которые предложили мальчики и девочки.
«Без сложностей не обошлось», – рассказывает Настя из Минска, которая вместе с другими школьниками готовила комиксы на тему буллинга. «Например, нам нужно было наладить коммуникацию между разными школами: у нас разные города, разные расписания. Мы долго искали иллюстратора, работали над заданиями, чтобы они были эффективными и интересными. Но мы рады, что выбрали такой современный подход и очень счастливы, что все получилось».


Также во время онлайн-марафона слушатели узнали о впечатлениях участников от коммуникационного тренинга и фестиваля против буллинга в ДОЛ «Зубренок», которые проходили в прошлом году. Основным результатом работы в «Зубренке» стал проект Конституции школы, свободной от буллинга, в которой сами ребята сформулировали основные права и обязанности участников образовательного процесса в профилактике насилия. Несколько школ уже приняли этот документ и поделились своим опытом.
«На коммуникационном тренинге после обучения мы могли задавать вопросы экспертам. И это было самое классное. Мы обсудили все проблемы, которые нас беспокоили. А еще было очень интересно послушать примеры из собственного опыта экспертов», – поделились подростки. «Мы также приобрели навыки коммуникации со сверстниками и младшими школьниками по вопросам буллинга: очень важно, как правильно донести мысль до собеседника о профилактике травли, поддержать пострадавшего и рассказать, куда обратиться за помощью».

Вторая часть мероприятия была посвящена мини-форуму взрослых, без участия которых проект был бы невозможен. Это партнеры-реализаторы проекта, педагоги, психологи, менторы и родители. Они обсудили важные вопросы: чего добился проект за 2,5 года и что нужно подкорректировать, чтобы еще эффективней двигаться вперед. Так, например, родители поделились, что заметили существенные положительные изменения в поведении детей, в их психологическом благополучии, а также в школьной атмосфере в целом. «Подростки стали более открыто говорить об этой проблеме и не бояться обратиться за помощью, в том числе к педагогам или психологу», – отметила мама одного из школьников.

«Мы на сегодня действительно прошли середину пути, мы сумели не только принять правила проекта, но и прожить и утвердить эти правила, которые транслируем другим: «Говори смело». Вот и сегодня мы говорим о трудностях и проблемах, которые являются нашими точками роста. Нам надо наращивать диагностический, методический инструментарий, чтобы работать было легко и просто», — рассказала на марафоне руководитель проекта, заведующий кафедрой психологии образования и развития личности БГПУ Музыченко Алла Викторовна.
В Беларуси реализация пилотного проекта рассчитана на 5 лет. Сейчас пройдена половина дистанции, поэтому важно было сделать его промежуточную оценку, получить обратную связь от учеников, педагогов и родителей.


Для справки
Буллинг – это повторяющееся агрессивное поведение с намерением причинить другому человеку физическую или эмоциональную боль. Он может принимать различные формы, в том числе физическую или словесную и проходить онлайн (кибербуллинг) или офлайн.
Насилие в отношении детей – актуальная проблема во всем мире, в том числе в Беларуси. Согласно исследованию PISA 2019, в Беларуси 19% школьников подвергались буллингу несколько раз в течение месяца. По данным исследования, которое провел ЮНИСЕФ в Беларуси в 2018 году, 11.6% учеников 5-7 классов учреждений общего среднего образования и 11.3% учеников 8-11 классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причиной чаще всего они называют буллинг – травлю со стороны сверстников и учеников старших классов или со стороны других участников школьного сообщества.

Модель проекта «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» предусматривает 7 основных шагов реализации, направленных на: широкое информационное освещение проблем конфликтов в подростковой среде; формирование ценностей взаимного уважения у учеников школ и установление системы контроля за их соблюдением; включение в процесс профилактики насилия широкого круга участников (родителей, учителей, представителей местных органов власти).