План работы
по внедрению инновационного проекта
«Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса» на 2023/2024 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
|
1. |
Подготовка документов, регламентирующих организацию инновационной деятельности (далее – ИД) в учреждении образования |
август 2023 |
Директор, заместитель директора |
|
2. |
Педагогический совет «Особенности реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году» |
август 2023 |
Директор |
|
|
3. |
§ Изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению ИД |
август 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
4. |
Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта (уровень сформированности профессионального самоопределения, метапредметных компетенций учащихся, уровня личностного развития учащихся) |
сентябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
5. |
Создание информационно-аналитического центра (далее – ИАЦ) |
сентябрь 2023 |
Директор, заместитель директора, педагог-психолог |
|
6. |
Проведение родительского собрания по теме «Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса» |
сентябрь 2023 |
Директор, заместитель директора, педагог-психолог |
|
7. |
Индивидуальное консультирование законных представителей учащихся по организации и проведению инновационной деятельности |
сентябрь 2023 |
Директор, заместитель директора, педагог-психолог |
|
8. |
Консилиум по итогам подготовительного этапа инновационной деятельности |
сентябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
9. |
Проведение семинаров, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций с участниками инновационной деятельности |
сентябрь-май |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
10. |
Установление и расширение социального партнёрства с организациями в соответствии с различными видами профессий |
В течение года |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
11. |
Разработка положения об ИАЦ |
октябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
12. |
Разработка перспективного плана работы ИАЦ
|
октябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
13. |
Разработка перспективного плана семинаров по сопровождению ИД |
октябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог |
|
14. |
Круглый стол «Определение тематики мини-исследований и разработка индивидуального образовательного маршрута и программы в рамках инновационного проекта» |
октябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
15. |
Совещание при директоре по итогам подготовительного этапа инновационной деятельности. |
октябрь 2023
|
Директор |
|
16. |
Сбор материала учащимися, участниками мини-исследования и систематизация информации |
октябрь-май |
Участники инновационной деятельности |
|
17. |
Организация тьюторского сопровождения реализации образовательных маршрутов и программ
|
октябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
18. |
Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий для организации проекта |
октябрь 2023 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
19. |
Организация постоянно действующего семинара для участников инновационной деятельности «Общие подходы к разработке образовательных маршрутов и индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся». «Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся, способствующих их социализации и профессиональному самоопределению»; «Разработка заданий для формирования конкретных компетенций учащихся» «Тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального становления» |
октябрь-май
ноябрь
февраль
апрель
|
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
20. |
Формирование банка методических разработок, рабочих материалов внедрения инновационного проекта |
в течение года |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
21. |
Установление и поддержка социального партнерства и сотрудничества как очного, так и дистанционного с использованием возможностей сети Интернет с предприятиями и организациями города, области, республики
|
в течение года |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
22. |
Взаимодействие с консультантами инновационного проекта |
в течение года |
Директор, заместитель директора |
|
23. |
Проведение мини-исследований в рамках инновационного проекта |
в течение года |
Участники инновационной деятельности |
|
24. |
Повышение квалификации участников инновационной деятельности |
в течение года |
Участники инновационной деятельности |
|
25. |
Участие участников инновационной деятельности в семинарах, мастер-классах, конференциях |
в течение года |
Участники инновационной деятельности |
|
26. |
Промежуточный мониторинг в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта Составление отчетов по мини-исследованиям в рамках проекта |
март 2024 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
27. |
Конференция по организации презентаций итоговых материалов проекта |
март 2024 |
Участники инновационной деятельности |
|
28. |
Педагогический совет по итогам инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году |
апрель 2024 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
29. |
Подготовка промежуточного отчета в экспертный совет по итогам инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году |
апрель 2024 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
|
30. |
Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2024/2025 учебный год |
май 2024 |
Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности |
Комплексно-целевая программа инновационной деятельности
«Внедрение модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса»
Этапы и сроки |
Информационное, организационное, научно-методическое обеспечение и психолого-педагоги-ческое сопровождение процесса внедрения инновационного проекта (ИП) |
Содержание работы |
Аналитико-рефлексивная деятельность |
Планируемый результат |
|
Педагогические работники |
Учащиеся |
||||
I. Подготовительный (август – сентябрь 2023) Цель: разработка управленческих механизмов внедрения модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса |
§ Подготовка документов, регламентирующих организацию инновационной деятельности (ИД) в учреждении образования. § Анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом внедрения ИП. § Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП. § Установление и расширение социального партнёрства. § Обеспечение психолого-педагогического и тьюто-рского сопровождения учащихся с различным уровнем функциональной грамотности § Создание информационно-аналитического центра (ИАЦ). |
§ Определение уровня профессиональных компетенций участников ИД. § Изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению ИД. § Психолого-педагогическая диагностика образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП.
|
§ Выполнение тестовых заданий, заполнение анкет и др. по определению сформированности функциональной грамотности (ФГ). |
Определение уровня сформированности предметных компетенций учащихся (на входе). § Определение уровня сформированности метапредметных компетенций учащихся (на входе). § Определение уровня личностного развития учащихся (на входе). § Определение уровня сформированности профессионального самоопределения (на входе). § Определение уровня сформированности профессиональных компетенций педагогических работников (на входе). § Определение уровня удовлетворённости личностного самоопределения субъектов образовательного процесса (на входе). |
Создание системы управления механизмом внедрения модели формирования функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса Налажено сотрудничество с организациями в соответствии с различными видами изучаемых профессий. Определены состав участников ИАЦ, структура и основные направления деятельности. § Пакет документов, организация ИД в учреждении образования. § Пакет документов по результатам психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса. |
2. Проектировочный (октябрь – ноябрь 2023) Цель: разработка локальных документов по обеспечению организации деятельности ИАЦ.
|
§ Разработка положения о ИАЦ. § Разработка перспективного плана работы ИАЦ. § Разработка перспективного плана семинаров для участников инновационной деятельности по внедрению ИП в учреждение образования. § Планирование работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий для организации ИД. |
§ Разработка образовательных маршрутов и программ в рамках ИП. § Организация тьюторского сопровождения реализации индивидуальных программ учащихся по формированию функциональной грамотности § Разработка перспективного плана семинаров участников инновационной деятельности по формированию функциональной грамотности как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса |
§ Составление личностно-ресурсной карты познавательных интересов, самоопределение, разработка индивидуальных программ по формированию ФГ. |
§ Выявление познавательных интересов и образовательных потребностей учащихся.
|
Положение об ИАЦ. План работы ИАЦ. Перспективный план обучающих семинаров по формированию ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса Личностно-ресурсные карты познавательных интересов учащихся Индивидуальные программы учащихся по формированию ФГ План тьюторского сопровождения реализации индивидуальных программ учащихся План работы по обеспечению психолого-педагогических и материально-технических условий |
3. Технологический (декабрь 2023 – март 2026) Цель: Обеспечение научно-методического и психолого-педагогического сопровождения и создание материально-технических условий для внедрения модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса |
Организация вариативных форм непрерывного профессионального образования по освоению модели формирование функциональной грамотности учащихся, через § организацию работы ИАЦ: § организацию работы по реализации индивидуальных программ формирования ФГ учащихся; § организацию постоянно действующего семинара для участников ИД по освоению модели формирования модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса; § повышение квалификации участников ИД на республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах и т.д. ; § организацию проведения мини-исследований участниками ИД. § Промежуточный мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения и образовательный аудит в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП. |
§ Участие в работе ИАЦ. § Психолого-педагоги-ческое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ формирования ФГ учащихся. § Проведение мини-исследования в рамках инновационного проекта. § Установление социального партнёрства и сотрудничества с организациями изучаемых профессий. § Разработка заданий для формирования функциональной грамотности учащихся. § Участие в работе постоянно действующего семинара по освоению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса. § Участие в республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах и т.д. § Проведение семинаров, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций и т.д. § Ведение отчётной документации. |
§ Реализация индивидуальной программы личностного роста учащихся. § Участие в интел-лектуально-твор-ческих мероприятиях. · Установление социального партнёрства и сотрудничества с представителями изучаемых профессий как очного, так и дистанционного с использованием возможностей ИКТ. Структуризация и наполнение учебного портфолио достижений. |
§ Определение динамики формирования ФГ. § Определение динамики формирования предметных компетенций. § Определение динамики формирования метапредметных компетенций. § Определение динамики личностного развития учащихся. § Определение динамики компетентности педагогов в области формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса
|
§ Материалы реализации индивидуальных программ учащихся. § Материалы мини-исследования педагогов в рамках ИП. § Банк заданий для формирования ФГ учащихся § Отчётная документация. |
4. Обобщающий (апрель 2026 – август 2026) Цель: обобщение материалов инновационной деятельности по внедрению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса
|
§ Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП. § Обобщение и распространение опыта ИД педагогических работников при реализации ИП «Внедрение модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса».
|
§ Оказание помощи учащимся в обобщении материалов по итогам реализации индивидуальных программ. § Диагностика образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации ИП. § Обобщение материалов по результатам мини-исследования педагогических работников в рамках реализации ИП.
|
§ Обобщение материалов по итогам реализации индивидуальных программ. · Анализ, систематизация, оформление полученных результатов и подготовка презентации проделанной работы. · Анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы. Постановка новых задач для личностного самоопределения. |
· Определение уровня сформированности профессионального самоопределения (на выходе). · Определение уровня сформированности метапредметных компетенций (на выходе). · Определение уровня личностного развития учащихся (на выходе). · Определение уровня повышения квалификации участников ИД (на выходе). · Определение уровня удовлетворённости личностного самоопределения субъектов образовательного процесса (на выходе). |
§ банки заданий ; кейсы информационных и научно-методических материалов; § различные медиапродукты для формирования ФГ учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения. § Презентация материалов ОП. § Презентация материалов мини-исследований педагогических работников в рамках реализации ИП. § Итоговый анализ инновационной деятельности учреждения образования по внедрению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса |
5. Внедренческий (с сентября 2026) Цель: распространение эффективного инновационного опыта в массовую образовательную практику.
|
Разработка методических рекомендаций по распространению эффективного опыта работы по внедрению модели формирования ФГ как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса § Составление перспективного плана работы по проведению мероприятий по распространению эффективного опыта ИД. |
§ Подготовка публикаций, лекций, практических занятий, презентаций для проведения семинаров, тренингов, консультаций по распространению эффективного опыта инновационной деятельности. |
§ Участие в научно-практических конференциях, интеллектуально-творческих состязаниях и др. · Самоопределение, осознанный выбор профессии. § Подготовка к поступлению в учреж- дения образования (для учащихся IX-XI классов). |
§ Оценка результатов ИД экспертным советом ГУО «Академия последипломного образования». |
§ Публикации, презентации по результатам ИД. § Методические рекомендации по распространению эффективного опыта работы ИД. § Перспективный план работы проведения мероприятий и консультаций по распространению эффективного опыта ИД. |
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Единицы измерения |
1.Предметные компетенции учащихся |
Результаты учебной деятельности по учебным предметам. |
Количественный анализ |
Положитель ная динамика в % |
2.Метапредметные компетенции учащихся |
Уровень сформированности компетенций: учебно-познавательных; проблемно-поисковых компетенций информационных; регулятивных; коммуникативных компетенций. |
1. Карта наблюдений. 2. Диагностика учебно-познавательного интереса (А.Б. Воронцов). 3. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой). 4. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной). 5. Методика дифференцирования типа мышления (Р. Атаханов). (А.И. Савенков) 6. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая). 7. Хронокарты (А.Г. Асмолов). 8. Методика «Кто прав?». 9. Задания: «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), 10. «Совместное рисование» |
Положитель ная динамика в % |
Личностные компетенции учащихся |
Уровень сформированности компетенций: ценностно-смысловые: общекультурные; социально-трудовые; профессионально-ориентационные; компетенции личностного самосовершенствования. |
Методики: «Кто я» (М. Кун), «Хороший ученик», «Незавершённая сказка», «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю Ксензовой). 2. Опросник мотивации. 3. Анкета «Оцени поступок» (А.Г. Асмолов). 4. Личностная позиция в учебной деятельности. 5. Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна в модификации М.Прихожан). 6. Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля). 7. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускано- вой |
Положитель ная динамика в % |
Готовность к социализации |
Уровень усвоения социальных норм и образцов поведения. |
Методика «Ценностные ориентации личности» Г.Е.Леевика |
|
Профессиональное самоопределение учащихся |
Уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся |
1. Анкетирование. 2. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова). 3. Опросник по построению личной профессиональной перспективы Н. С. Пряжникова. 4 Методика Э.Шейна «Карьерные ориентации» |
|
Профессиональные компетенции педагогических работников в области функциональной грамотности |
Уровень сформированности компетенций: предметно-методологических; метапредметных; личностных |
Анкетирование. Беседы. Аттестация |
Положитель ная динамика в % |
Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса |
Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения. Отношение педагогов, руководства, законных представителей учащихся к нововведению |
Анкетирование, опрос |
Положитель ная динамика в % |
Ожидаемые результаты
- Сформирован и функционирует информационно-аналитический центр.
- Разработаны и реализованы образовательные маршруты и индивидуальные программы формирования функциональной грамотности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
- Обеспечено научно-методическое, психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся.
- Создан банк заданий, включающих различные ситуации из реальной жизни, для формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения учащихся.
- Обеспечено повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения посредством организации постоянно действующего семинара, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
- Обобщен и распространен эффективный инновационный опыт работы в области формирования функциональной грамотности учащихся как основы социализации и профессионального самоопределения в массовую педагогическую практику
В результате внедрения модели формирования функциональной грамотности учащихся ожидается повышение уровня сформированности социализации и профессионального самоопределения учащихся посредством индивидуализации образовательного процесса.